Из данной статьи вы узнаете, где можно найти подрядчика по SEO. Также данные способы подходят и для других направлений интернет-маркетинга, таким как SMM, Контекст, E-Mail маркетинг и т.п.. Будут рассмотрены пути поиска не только агентств, но и фрилансеров, сотрудников в штат. Где есть вариант найти адекватного сотрудника и куда лучше, вообще, не заходить.
1) Сайты с вакансиями (HH.ru, www.rabota.ru и т.п.)
Начнем с самых известных методов поиска сотрудников, это базы с вакансиями и резюме — hh.ru, rabota.ru, superjob.ru. Очень много средних специалистов и изредка попадаются реально крутые сеошники и контекстники. Чтобы сразу отсеять некомпетентных кандидатов, делайте элементарное тестовое задание, состоящее из нескольких теоретических вопросов (например, про мифические 5% вхождений ключей в текст и т.п.). Никаких практических заданий! Нормальный специалист никогда не будет делать халявные практические аудиты для вас, у него и так время все расписано, а тут вы еще со своим аудитом. После отбора и общения с кадровиком, можете выслать тестовое (но если ЗП менее 50 000р. в месяц, я бы не стал этого делать).
Плюсы: Можно получить много откликов, которые нормально структурированы. Готовые резюме.
Минусы: 10 к 100, что найдете отличного сотрудника в штат, фрилансера. Отсутствие компаний.
2) Профильные рейтинги
В прошлой статье о seo-рейтингах я расписывал методологии известных seo-рейтингов, кстати, практически всем она понравилась, кроме 2 человек…оба сотрудники Ингейта. Самый лучший список в котором собрано множество компаний является CMS Magazin. Не стоит использовать его как рейтинг, т.е. если агентство на 1 месте, то значит это лучшая компания и т.д., исключительно, как список компаний по необходимому направлению или городу. В нем вы можете выбрать город в котором находится компания, виды и тематики сайтов с которыми они работали. Также данное направление подойдет для проведения тендеров по нужным компаниям.
Плюсы: Большой список компаний. Лучший вариант для компаний, которые не думают о бюджете. Рекомендую CMS Magazin.
Минусы: Отсутствие фрилансеров и невозможность найти сотрудника в штат. Отсутствие объективности, продажность рейтингов. Смело проходим мимо, особенно КтоПродвинул, SEOnews, AdIndex и RUward.
3) Каталоги
Самыми известными каталогами являются Я.Каталог и DMOZ. Преимущества Я.Каталога состоит в том, что для того, чтобы в него попасть необходимо заплатить, а также при этом все заявки обрабатываются модераторами, это позволяет не попасть на фирму однодневку (с каталога очень мало заявок и стоит дорого), минус заключается в том, что не все хорошие компании представлены в каталоге. Dmoz — каталог в который можно попасть бесплатно, модерация происходит за счет альтруистов. Некоторые разделы могут модерироваться от 2 месяцев и больше, также в каталоге очень много старых сайтов, которые уже давно не существуют.
Плюсы:
Я.Каталог – представлены не все компании, но можно быть уверенным, что там нет особо левых компаний.
Dmoz – мусорный каталог в котором все перемешано и ничего толкового нет.
Минусы: Мало компаний, отсутствие фрилансеров и простых сотрудников.
4) Профильные форумы
http://searchengines.guru/
http://webmasters.ru/forum/
http://www.maultalk.com/
Профильные форумы, где обитают сеошники, а также специалисты других направлений. На форумах есть специальные темы, где специалисты рекламируют свои услуги начиная от сбора семантического ядра и заканчивая комплексным продвижением. Вы можете выбрать подрядчика по рекламным постам или же сами создаете тему и получаете тонны троллинга, флуда в теме, а также множество заявок на ваш почтовый ящик, который вы указали в теме.
Очень много школьников, которые за время учебы решили заработать денег. Также велик шанс попасть на человека с хорошей репутацией, но который, вообще, ничего не понимает. Т.е. в 8 из 10, что вы попадете на школьника.
Плюсы: Большой выбор исполнителей, сложно понять качество выполняемых услуг.
Минусы: Сплошная случайность, можно получить, как отличного специалиста задорого, так и школьника, так же задорого. Отсутствие компаний.
5) Сайты с фрилансерами
https://www.fl.ru/
https://freelance.ru/
Очень много специалистов разного уровня и цены, стоит только создать предложение, так вы сразу получите более 50 заявок от «гуру» продвижения. Оценить компетенцию очень сложно, в большинстве случаев в портфолио показаны запросы, которые они продвигали для того или иного сайта. Обычно это выглядит так: один среднечастотный запрос «купить лучшие бани во Владимире» в топ-5 и сайт, и больше ничего нет, т.е. это, вообще, никак не показатель эффективности. Есть разные сайты, например, для интернет-магазинов, которые всегда продвигаются по огромному количеству запросов, результатом должен быть рост органического трафика, а здесь нам показывают только 1 запрос.
Совет:
Если решили размещать там предложение, то делайте его не только для VIP пользователей с платной подпиской, да, вы получите больше несуразных предложений, но при этом среди них будут и предложения от специалистов, которые не покупают VIP аккаунт ради 1 заказчика, у нормальных специалистов и так хватает клиентов.
Плюсы: Очень много исполнителей. На 1 заказ от 50 заявок. Отсутствие компаний.
Минусы: Очень много школьников, множество неинформативных портфолио. Проходите мимо, 1 к 100 получить нормального специалиста на данных ресурсах.
6) Социальные сети
Хороший способ найти SEO оптимизатора. Существует много профильных групп, где общаются IT-специалисты. Смотрите на ответы пользователей, либо создавайте вакансию о поиске фрилансера или сотрудника в штат.
Самыми лучшими группами по SEO и интернет-маркетингу в Facebook являются:
- Поисковая оптимизация, продвижение сайта
- SEO-новости
- Профессиональное SEO
- Клуб интернет-маркетологов
Вконтакте:
Где лучше всего разместить пост о поиске сотрудника:
Плюсы: Мало школьников. Большой вариант найти отличного подрядчика.
Минусы: Сильно сужается список исполнителей. Много фрилансеров, мало компаний.
P.S. Говоря про соц.сети я имею ввиду только группы, которые я указал выше. Если брать общую картину, то это хуже, чем поиск подрядчиков на сайте с фрилансерами.
7) Доски объявлений (Авито и прочее)
Исчадие ада, Авито — это то место, которое нужно проходить в срочном порядке. Очень много халявщиков, которые так и хотят вас обмануть предлагая комплексное продвижение сайта за 3000 рублей в месяц по новейшей технологии известной только исполнителю. Если вам нравится экстрим, то можете попробовать, если же вы адекватный человек, то проходите мимо.
Сборник неадекватных предложений по продвижению, по низкой цене, если хотите слить бюджет, то это ваш выбор.
Плюсы: Отсутствуют. Можно заказать услугу за бартер, вы отдаете молоком, а вам в ответ ничего.
Минусы: Трэш, угар и содомия.
8) Поиск в выдаче поисковых систем
Многие считают, что сапожник должен быть с сапогами, типа если нет, то нечего с ним и общаться. В данном направлении это не так, есть много компаний, которые качественно предоставляют свои услуги, но их нет в ТОП-10 выдачи поисковых систем, т.к., чтобы занять место в ТОП-10, нужно время, а также место в топе ограничено, некоторые компании в силу того, что открылись недавно, попросту не смогут туда попасть либо у многих компаний идет приоритет на контекстную рекламу, в итоге вы можете пропустить отличного подрядчика. Есть также случаи, когда у исполнителя нет сайта.
Плюсы: Если сайт по данному направлению в топе, то можете быть уверены, что они работают уже давно.
Минусы: Много хороших компаний уйдет из виду, мало фрилансеров и отсутствуют соискатели в штат.
9) Кадровое агентство
Идеальный вариант для компании, которая хочет к себе в штат отличного специалиста и не хочет заморачиваться с поиском. Личный пример, я работал в компании кокос, после ушел оттуда. Компании FxPro понадобился seo-специалист, они обратились к кадровому агентству (основанному ребятами из кокос.com) и оно им за вознаграждение продало меня, в итоге FxPro Group получили отличный результат по продвижению.
Плюсы: Большой шанс получить хорошего специалиста, т.к. его уже отобрали из огромного кол-ва.
Минусы: Дорого. Есть некий шанс, что продадут неадекватную личность.
10) Профильные мероприятия
Разнообразные мероприятия, где собирается множество людей из тусовки. Вы сможете найти задорого сотрудника в штат, фрилансера или интернет-агентство. Только не перепутайте мероприятия, есть обучающие, а есть общие профильные, например, КИБ+РИФ. То есть вы изначально должны понимать, что вы едите на конференцию не слушать «воду», а искать подрядчиков или партнеров. Важный момент, если вам понравилось, как выступает докладчик из компании N и вы рассчитываете, что именно он вас будет продвигать, то я могу вас огорчить. Практически всегда это просто лица компании, лично они вам ничего продвигать не будут, вашим сайтом будет заниматься простой сотрудник компании у которого по мимо вашего сайта, есть еще 30 других сайтов. Если ваш чек более 100 000 рублей в месяц, то, возможно, вы попадете в работу к нормальному seo-специалисту, если менее 50 000р, то 100% стажер.
Плюсы: Большой шанс найти отличного подрядчика.
Минусы: Временные рамки, хорошие конференции проходят не каждый месяц.
11) Рекомендации друзей
Последний вариант, где можно найти подрядчика по SEO, контексту или другим направлениям — это спросить у друга или коллег по бизнесу. Минус в том, что могут посоветовать школьника за низкую цену, он вам низкочастотку в топ вытащил, а вы рады, что все в топе, а продаж при этом нет. Или компания, которая показывает отличный результат и берет за это очень дорого, когда есть другая компания, которая сделает аналогично, но в несколько раз дешевле. Самый простой способ найти SEO специалиста.
Вывод по статье:
Практически все пункты подходят для поиска подрядчиков не только по SEO, но и по остальным направлениям, таким как контекст, SMM, E-Mail маркетинг и т.д.
Если вам нужен отличный сотрудник в штат, то сначала кадровые агентства, если дешевле, то соц.сети, если хотите сами, то сайты с поиском работы, в последнюю очередь профильные форумы.
Если вы крупная компания, не следите за бюджетами и работаете только с агентствами, то для вас SEO-рейтинги, выбираете любую из ТОП-10 и заказываете продвижение. Только удостоверьтесь, что у вас чек более 100 000р. в месяц, чтобы получить нормального seo-специалиста, а не стажера. Также смотрите за тарифами, например, кто-то будет за 100 000р. из топовых компаний продвигать все семантическое ядро (от 1000 до n запросов), а тот у кого есть свой рейтинг будет вам продвигать 100 запросов — подход виден сразу. Поиск на профильных мероприятиях. Также стоит присмотреться к не крупным, а бутиковым компаниям, т.к. меньше потока, например Эвертоп, Rush, интернет-маркетинг от Текстерра или же мы.
Если денег нет, но нужен результат, то соц.сети, форумы и в самый крайний случай сайты с фрилансерами.
Добрый день.
Спасибо большое за статью.
Только вот не совсем понимаю, почему в пункте 6) Социальные сети, речь только о SEO?
Плюс это название «Ищем подрядчика или кадры по SEO» не соответствует тому, как группа называется в Facebook. Полное название Ищем подрядчика или кадры по SEO, Контекстной рекламе, SMM
Доброе! Спасибо за название.
Первая ссылка не работает, а вторую не стал добавлять, т.к. это не общая группа, а все завязано на 1 человеке (только поэтому).
Спасибо за статью! Действительно, очень грамотно.
Попытался абстрагироваться и объективно оценить, как меня находят клиенты. Я занимаюсь продвижением сайтов, так что вижу ситуацию с другой стороны.
Попадаю в категорию «Рекомендации друзей». Только сарафанное радио на протяжении шести лет. Сейчас вроде понимаю, что этого недостаточно, но мотивации для саморекламы нет — иначе получится конвейер, я стану не специалистом, а владельцем бизнеса.
Хороший FAQ, есть над чем подумать в плане своей реализации.
Сарафанное радио, как по мне, тоже самый лучший вариант.
Как человек, который совершенно случайно тоже не может уйти от «сарафанного радио на протяжении шести лет» в SEO, хорошо понимаю проблему 🙂
Впрочем, опыт делегирования не отдельных задач, а целых проектов тоже имеется. Весьма печальный.
Но как же быть, кушать-то хочется? 🙂
Андрей Мухачев, у нас с вами схожая ситуация — почти 10 лет работаем в SEO, но основной поток это рекомендации.
Хотя пробуем многое:
С разных сторон работали с контекстной рекламой — видимо средств недостаточно, но реальных результатов не получили
По своему региону — СПб, в топ 10 (но не топ 1-3) по некоторым серьезным запросам, но это ничего не дает
С авито, как ни странно, было движение — звонки и несколько встреч, но в итоге не срослось.
На HH.ru больше полугода висит — 2 звонка за это время с предложением постоянной работы — не проектной (http://spb.hh.ru/resume/5a24f1e4ff021d27e00039ed1f315953374578)
Во всех рейтингах есть, но наш размер и количество работ не позволяет занять значимое место в Питере.
Какое-то движение обеспечивает только fl.ru — при ежедневной работе с ним и ручным ответом по потенциально интересным проектам (5-20 ответов два раза в день) раз в несколько месяцев кто-то да выстреливает. Около полугода назад появилась возможность платно вставить на первое место в своей категории и в общих категориях — воспользовались этой функцией, но тоже не очень…
То есть, в принципе, проблем с поиском подрядчика нет, если на выходе вам нужно получить готовый сайт с продвижением и поддержкой.
подрядчику придется глубоко погрузиться в ваш бизнес. Вы готовы предоставить ему настолько подробные сведения?